Для каждого стартапа существует необходимость в проведении конкурентного анализа. Слайды, отражающие конкурентов и стартап, присутствуют в большинстве презентаций, однако, традиционный способ отражения конкурентов на диаграммах вида X/Y, где по вдоль оси откладываются значимые для исследуемого рынка факторы (цена, качество, география деятельности, используемые каналы дистрибуции, длина цепочки создания ценности и т.п.) не подходит для стартапов, которые стремятся сформировать свой новый рынок.
Указанные X/Y диаграммы, известные студентам MBA как инструменты анализа стратегических групп, были разработаны для компаний, стремящихся войти на уже сформированный рынок, а не для стартапов. В качестве альтернативы привожу описание инструмента "Лепестковая диаграмма", предложенного Стивом Бланком для стартапов.
В центре диаграммы размещается стартап, данном примере, стартап Стива, представляющий из себя образовательную сеть для предпринимателей. Кстати, в начале 2016 года, этот стартап был приобретен компанией startups.co за сумму "выраженную в миллионах $".
Далее в виде лепестков отображаются рынки, из которых стартап предполагает получить клиентов. В данном случае это: корпорации, высшее образование, экосистемы стартапов, учреждения, образовательные ресурсы. В отличие от классической X/Y диаграммы, можно рисовать столько лепестков, сколько необходимо. Внутри каждого лепестка размещаются основные игроки в указанном рынке.
Затем, под частными компаниями указывается сумма привлеченных средств. Это дает понять потенциальным инвесторам, что другие инвесторы были заинтересованы и важно не пропустить "горячую тему".
В завершении можно отобразить текущие и прогнозируемые размеры смежных со стартапом рынков, для поддержания диалога с инвесторами о потенциальном размере нового рынка.
Лепестковая диаграмма помогает определить первые сегменты потребителей для вашей бизнес-модели. Диаграмма полезна для отображения ваших гипотез о целевых потребительских сегментах. Если в результате тестирования гипотез бизнес-модели интерес выбранных потребителей не обнаружится, то необходимо вернуться к данной диаграмме и внести корректировки.