Самым популярным инструментом стратегического анализа, не смотря на столь же существенную критику, является SWOT - анализ. Однако, его простота, с одной стороны способствует широкой популярности, но с другой стороны требует очень тщательного проведения. SWOT-анализ возник во времена младенчества науки стратегического планирования, поэтому в настоящее время он уже не может оказывать требуемую поддержку в принятии стратегических решений. Одним из вариантов структурированного проведения и расширения возможностей SWOT-анализа является подход, предложенный Дж. Панаджото, преподавателем London Metropolitan University, в 2003 году.
Как следует из названия, TELESCOPIC OBSERVATIONS (TO) (исследования с помощью телескопа), подход предполагает исследование удаленных объектов, фокусировку на них и приближение к исследователю для повышения эффективности анализа и оценки. Стратегический фреймворк TO позволяет лицам принимающим решения быть более системными и последовательными в процессе оценки организационного окружения. Фреймворк состоит из двух матриц и работает как воронка, которая собирает информацию и фильтрует ее в зависимости от требований пользователей. Весь фреймворк представлен на рисунке:
Указанный фреймворк не предназначен для замены существующих методов анализа окружения компании. Его применение должно быть завершающим этапом в проведении исследований. Когда все важные факторы внешнего окружения организации идентифицированы при помощи соответствующих аналитических инструментов, они должны быть размещены в строках возможностей и угроз. Затем, последовательно идентифицированные внутренние факторы организации, размещаются в строках сильных и слабых сторон. Каждый столбец соответствует различной сфере анализа:
TELESCOPIC:
Technological Advancements (Технологические достижения)
Economic considerations (Экономические факторы)
Legal and regulatory requirements (Законодательные требования)
Ecological and environmental issues (Экологические проблемы)
Sociological trends (Социальные тренды)
Competition (Конкуренция)
Organisational culture (Организационная культура)
Portfolio analysis (Анализ продуктового портфеля)
International issues (Международные вопросы)
Cost efficiencies and cost structures (Структура затрат и эффективность)
OBSERVATIONS:
Organisational core competencies and capabilities (Базовые ораганизационные компетенции и способности)
Buyers (Покупатели)
Suppliers (Поставщики)
Electronic commerce (Электронная коммерция)
Resource audit (Аудит ресурсов)
Value chain (Цепочка ценности Портера)
Alliances (Партнерство)
Total Quality Management (Управление качеством)
Industry Key Factors for Success (Ключевые факторы успеха в отрасли)
Organisational structure (Организационная структура)
New entrants (Новые конкуренты)
Substitute products and services (Субституты)
После того как все ячейки заполнены факторами, выявленными в ходе анализа. Необходимо их приоритизировать и ТОП-5 факторов из каждой строки перенести в окончательную таблицу стратегического анализа, которая является модификацией TOWS-анализа из которого удалены стратегии WO (слабые стороны с возможностями) и WT (Слабые стороны с угрозами).
Таким образом, стратегический фреймворк TELESCOPIC OBSERVATIONS на первом этапе собирает информацию максимально широко, а на последнем этапе фокусируется на самом главном с применением хорошо структурированного подхода.