Для оценки долгосрочного успеха бизнеса, Business Model Institute предлагает инструмент называемый колесо бизнес-модели.
В отличие от широко известной канвы бизнес-модели Остервальдера, которая хорошо себя зарекомендовала в области построения бизнес-моделей, данный инструмент предназначен в первую очередь для оценки бизнес-модели.
Сам инструмент достаточно прост.
Колесо содержит 3-и базовые области оценки:
1. Предложение Каково ваше предложение? Что вы продаете? Почему оно нужно вашим покупателям? Как оно отличается от других способов решения проблемы? Продаете ли вы на лучшем рынке и лучшей нише? 2. Монетизация Вам требуется больше, чем просто продукт, который нужен людям. Вы должны иметь способность выставлять счета на оплату которая сгенерирует значительную прибыль.
3. Устойчивость Важно удерживать прибыльную бизнес-модель. Такие факторы, как поддержание конкурентного преимущества, способность к инновациям, избегание подводных камней, влияют на устойчивость бизнес-модели. |
![]() |
Колесо бизнес-модели
Базируясь на 3-х основных сегментах оценки, Business Model Institute (BMI) создал фреймворк из 8-ми блоков для создания и анализа бизнес-модели. В отличие от других шаблонов, эта версия менее теоретическая и более практическая. BMI подход начинается с тех же предпосылок, которыми обладают все хорошие бизнес-модели: превосходное предложение, возможность его монетизации и способность поддерживать его. Указанные положения разделяются на 8 ключевых блоков. Блоки расположены на колесе в порядке убывания значимости.
1. Привлекательность рынка
Продажа ваших продуктов в правильной комбинации рынка, ниши и покупателей, может иметь значительное влияние на вашу прибыльность
2. Уникальное предложение ценности
Решает ли ваш продукт проблему покупателя, которую он не может решить в другом месте? Дает ли ваше предложение большую ценность для клиента, чем затраты на него? Относится ли оно к недообслуженному рынку? Будете ли вы первыми на рынке? Существуют ли похожие предложения?
3. Модель прибыли
Какую прибыль можете вы получить продавая продукт? Как взаимодействие между различными продуктами воздействует на вашу прибыль? Есть ли у вас преимущество в издержках? Будет ли ваша выручка повторяемой или одноразовой?
4. Продажи
Сможете ли вы продавать столько продукции сколько хотите? Сможете ли привлекать клиентов маркетингом или вам нужны серьезные усилия по продаже? Можете ли вы создать надежный и повторяемый процесс продаж?
5. Конкурентное преимущество
Обладаете ли вы одним из классических конкурентных преимуществ: лидерство по издержкам, дифференциация или доступ к ресурсам? Позволяет ли ваша модель поддерживать и наращивать преимущество? Входят ли большие конкуренты на ваш рынок?
Рыночная сила покупателей растет или снижается?
6. Инновационный фактор
Каждый бизнес нуждается в инновациях, но насколько больших? В зависимости от рынка и отрасли, уровень требуемых инноваций может отличаться. Поэтому необходим правильный баланс между способностями к инновациям и требованиями рынка.
7. Избежание подводных камней
К сожалению, вы можете обладать отличным продуктом, продаваемым с большой маржой прекрасным покупателям, но все равно при этом иметь проблемы в вашей модели. Государственное регулирование или его снятие, излишняя зависимость от трендов и моды и т.п. могут разрушить хорошую с остальных сторон бизнес-модель.
8. Изящный выход из бизнеса
Большинство бизнесов - малые или средние. Такие бизнесы не имеют публичных акций что бы сделать имущество владельца ликвидным. Малые бизнесы должны позволять собственнику преобразовать годы тяжелой работы в денежный поток - известный как изящный выход.
Оценивая блоки в баллах, вы можете самостоятельно оценить бизнес-модель.
Важно понимать, что блоки обладают разным весом, поэтому Business Mode Institute рекомендует применять следующую шкалу весов для расчета итоговой оценки:
Наименование блока | Вес |
1. Привлекательность рынка |
26% |
2. Уникальное предложение ценности |
23% |
3. Модель прибыли |
18% |
4. Модель продаж |
12% |
5. Конкурентное преимущество |
9% |
6. Инновационный фактор |
6% |
7. Обход подводных камней |
3% |
8. Изящный выход |
3% |
Для более точной оценки, Business Model Institute создал специальный инструмент Business Quotient Tool. Обратившись ко мне вы сможете получить оценку вашей бизнес-модели с применением этого инструмента.